Preview

Экономическая политика

Расширенный поиск

Уровень доверия российских домохозяйств к Банку России

https://doi.org/10.18288/1994-5124-2024-4-34-59

Аннотация

Статья посвящена оценке уровня доверия домохозяйств к   политике Банка России после перехода к   режиму инфляционного таргетирования.  Для этой цели анализируются доступные данные опросов населения, выполненных ООО «инФОМ», о  доверии к  Банку России в  целом и  достижении его цели по инфляции в  течение 2014–2024 годов. В   2014–2017 годах после перехода к  режиму инфляционного таргетирования наблюдалось относительно высокое доверие населения к  Банку России, но оно снижалось в   течение 2019–2022 годов. Домохозяйства не верят в  достижение цели по инфляции в 4% к  концу текущего года и  в среднесрочной перспективе. Вероятно, это связано с  отсутствием знаний о   ключевой цели Банка России   — ценовой стабильности, а  также с  высоким уровнем фактической инфляции. Домохозяйства полагают, что за сдерживание инфляции в  большей степени ответственны государственные власти.  Кроме  того,  значительная  доля  потребителей  не  реагирует  на  информацию,  предоставляемую Банком России. Однако новостные статьи российских интернет-изданий, посты новостных  сообществ  социальной  сети  «ВКонтакте»  и  поисковые  запросы  сервиса  Google Trends показали, что в   условиях экономической неопределенности населению «слишком дорого»  игнорировать  информацию  о   деятельности Банка  России.  По  мере  роста  объема  информации по теме «Банк России» в  СМИ, новостных сообществах «ВКонтакте» и  спроса на нее в  интернете сокращается разрыв инфляционных ожиданий потребителей и   профессиональных аналитиков.

Об авторе

Д. А. Петрова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Диана Абдумуминовна Петрова, Научный сотрудник Центра изучения проблем центральных банков, Институт прикладных экономических исследований

119571, Москва, пр. Вернадского, 82



Список литературы

1. Евстигнеева А., Карпов Д. Влияние негативных новостей на восприятие инфляции населением. Банк России. Серия докладов об экономических исследованиях. № 111. 2023.

2. Грищенко В., Гасанова Д., Фомин Е., Кореняк Г. Идентификация товаров-маркеров и влияние их цен на инфляционные ожидания российских домохозяйств. Банк России. Серия докладов об экономических исследованиях. № 117. 2023.

3. Грищенко В., Кадрева О., Поршаков А., Чернядьев Д. Оценка заякоренности инфляционных ожиданий для России. Аналитическая записка Банка России. М.: Банк России, 2022.

4. Albinowski M., Ciżkowicz P., Rzońca A. Links Between Trust in the ECB and Its Interest Rate Policy // Applied Economics. 2014. Vol. 46. No 25. P. 3090–3106. DOI: 10.1080/00036846.2014.922674.

5. Binder C. Fed Speak on Main Street: Central Bank Communication and Household Expectations // Journal of Macroeconomics. 2017. Vol. 52. P. 238–251. DOI: 10.1016/j.jmacro.2017.05.003.

6. Blanchflower D. G., MacCoille C. The Formation of Inflation Expectations: Аn Empirical Analysis for the UK. NBER. Working Paper No w15388. 2009. DOI: 10.3386/w15388.

7. Blinder A. S. Central-Bank Credibility: Why Do We Care? How Do We Build It? // American Economic Review. 2000. Vol. 90. No 5. P. 1421–1431. DOI: 10.1257/aer.90.5.1421.

8. Blinder A. S., Ehrmann M., De Haan J., Jansen D. J. Central Bank Communication With the General Public: Promise or False Hope? Cambridge: NBER. Working Paper No 30277. 2022. DOI: 10.3386/w30277.

9. Blinder A. S., Ehrmann M., Fratzscher M., De Haan J., Jansen D. J. Central Bank Communication and Monetary Policy: А Survey of Theory and Evidence // Journal of Economic Literature. 2008. Vol. 46. No 4. P. 910–945. DOI: 10.1257/jel.46.4.910.

10. Bomfim A. N., Rudebusch G. D. Opportunistic and Deliberate Disinflation Under Imperfect Credibility // Journal of Money, Credit and Banking. 2000. Vol. 32. No 4. P. 707–721. DOI: 10.2307/2601179.

11. Bursian D., Faia E. Trust in the Monetary Authority // Journal of Monetary Economics. 2018. Vol. 98. P. 66–79. DOI: 10.1016/j.jmoneco.2018.04.009.

12. Bursian D., Fürth S. Trust Me! I Аm a European Central Banker // Journal of Money, Credit and Banking. 2015. Vol. 47. No 8. P. 1503–1530. DOI: 10.1111/jmcb.12282.

13. Carroll C. D. Macroeconomic Expectations of Households and Professional Forecasters // The Quarterly Journal of Economics. 2003. Vol. 118. No 1. P. 269–298. DOI: 10.1162/00335530360535207.

14. Christelis D., Georgarakos D., Jappelli T., Van Rooij M. Trust in the Central Bank and Inflation Expectation. Frankfurt am Main: European Central Bank. Working Paper Series No 3540974. 2020. DOI: 10.2139/ssrn.3540974.

15. Coibion O., Gorodnichenko Y., Kumar S. How Do Firms Form Their Expectations? New Survey Evidence // American Economic Review. 2018. Vol. 108. No 9. P. 2671–2713. DOI: 10.1257/aer.20151299.

16. Coibion O., Gorodnichenko Y., Kumar S., Pedemonte M. Inflation Expectations as a Policy Tool? // Journal of International Economics. 2020. Vol. 124. P. 103297. DOI: 10.1016/j.jinteco.2020.103297.

17. Coibion O., Gorodnichenko Y., Weber M. Monetary Policy Communications and Their Effects on Household Inflation Expectations // Journal of Political Economy. 2022. Vol. 130. No 6. P. 1537–1584. DOI: 10.1086/718982.

18. Coleman W., Nautz D. Inflation Expectations, Inflation Target Credibility and the COVID-19 Pandemic: New Evidence From Germany. Frankfurt am Main: Center for Financial Studies. Working Paper No 658. 2021. DOI: 10.2139/ssrn.3963298.

19. Cukierman A., Meltzer A. H. A Theory of Ambiguity, Credibility, and Inflation Under Discretion and Asymmetric Information // Econometrica. 1986. P. 1099–1128. DOI: 10.2307/1912324.

20. D’Acunto F., Malmendier U., Ospina J., Weber M. Exposure to Grocery Prices and Inflation Expectations // Journal of Political Economy. 2021. Vol. 129. No 5. P. 1615–1639. DOI: 10.1086/713192.

21. Ehrmann M., Soudan M., Stracca L. Explaining European Union Citizens’ Trust in the European Central Bank in Normal and Crisis Times // The Scandinavian Journal of Economics. 2013. Vol. 115. No 3. P. 781–807. DOI: 10.1111/sjoe.12020.

22. Eusepi S., Preston B. Central Bank Communication and Expectations Stabilization // American Economic Journal: Macroeconomics. 2010. Vol. 2. No 3. P. 235–271. DOI: 10.1257/mac.2.3.235.

23. Evstigneeva A., Sidorovskiy M. Assessment of Clarity of Bank of Russia Monetary Policy Communication by Neural Network Approach // Russian Journal of Money and Finance. 2021. Vol. 80. No 3. P. 3–33. DOI: 10.31477/rjmf.202103.03.

24. Farvaque E., Hayat M.A., Mihailov A. Who Supports the ECB? Evidence From Eurobarometer Survey Data // The World Economy. 2017. Vol. 40. No 4. P. 654–677. DOI: 10.1111/twec.12472.

25. Faust J., Svensson L. Transparency and Credibility: Monetary Policy With Unobservable Goals // International Economic Review. 2001. Vol. 42. No 2. P. 369–397. DOI: 10.1111/1468-2354.00114.

26. Fellner W., Phelps E. S., Gordon R. J. The Credibility Effect and Rational Expectations: Implications of the Gramlich Study // Brookings Papers on Economic Activity. 1979. Vol. 1979. No 1. P. 167–189. DOI: 10.2307/2534307.

27. Georganas S., Healy P. J., Li N. Frequency Bias in Consumers ' Perceptions of Inflation: Аn Experimental Study // European Economic Review. 2014. Vol. 67. P. 144–158. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2014.01.014.

28. Haberler G. Critical Notes on Rational Expectations // Journal of Money, Credit and Banking. 1980. Vol. 12. No 4. P. 833–836. DOI: 10.2307/1992038.

29. Horvath R., Katuscakova D. Transparency and Trust: The Case of the European Central Bank // Applied Economics. 2016. Vol. 48. No 57. P. 5625–5638. DOI: 10.1080/00036846.2016.1181833

30. Kumar S., Afrouzi H., Coibion O., Gorodnichenko Y. Inflation Targeting Does Not Anchor Inflation Expectations: Evidence From Firms in New Zealand // Brookings Papers on Economic Activity. 2015. Vol. 2015(2). P. 151–225.

31. Łyziak T., Mackiewicz J., Stanisławska E. Central Bank Transparency and Credibility: Тhe Case of Poland, 1998–2004 // European Journal of Political Economy. 2007. Vol. 23. No 1. P. 67–87. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2006.05.004.

32. Mankiw G., Reis R. Sticky Information Versus Sticky Prices: А Proposal to Replace the New Keynesian Phillips Curve // The Quarterly Journal of Economics. 2002. Vol. 117. No 4. P. 1295–1328. DOI: 10.1162/003355302320935034.

33. Mazumder S. The Reaction of Inflation Forecasts to News About the Fed // Economic Modelling. 2021. Vol. 94. P. 256–264. DOI: 10.1016/j.econmod.2020.09.026.

34. Morris S., Shin H. S. The Social Value of Public Information // American Economic Review. 2002. Vol. 92. P. 1521–1534. DOI: 10.1257/000282802762024610.

35. Yuxiang K., Chen Z. Monetary Policy Credibility and Inflationary Expectation // Journal of Economic Psychology. 2010. Vol. 31. No 4. P. 487–497. DOI: 10.1016/j.joep.2010.03.012


Рецензия

Для цитирования:


Петрова Д.А. Уровень доверия российских домохозяйств к Банку России. Экономическая политика. 2024;19(4):34-59. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2024-4-34-59

For citation:


Petrova D.A. How Credible Is the Central Bank of Russia to Russian Households? Economic Policy. 2024;19(4):34-59. (In Russ.) https://doi.org/10.18288/1994-5124-2024-4-34-59

Просмотров: 377


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5124 (Print)
ISSN 2411-2658 (Online)