Структурный дисбаланс компетенций работников на российском рынке труда
https://doi.org/10.18288/1994-5124-2025-4-142-169
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы дефицита кадров и вовлечения в трудовую деятельность менее конкурентных на рынке труда групп. В теоретической части указывается, что нехватка кадров по крайней мере частично может быть связана с кризисом компетентности соискателей, который в настоящее время приобретает социально-структурный характер. Проблемы возникают у лиц пожилого возраста, молодежи и женщин, чьи знания, умения и навыки в наибольшей степени отличаются от потребностей рынка труда. В статье приводятся результаты эмпирического анализа компетенций соискателей на основе их групповой принадлежности. Оценка базируется на привлечении в исследование новых источников информации и использовании новых методов их обработки. Представлены авторские концепция, техническая методология и результаты изучения текстовых данных вакансий и резюме, собранных с онлайн-площадок по поиску работы Headhunter, Zarplata.ru, «Работа в России», за период с 2019 по 2023 год. На базе полученной коллекции документов, содержащих требования к соискателям и навыки/знания, записанные в резюме, разработана комплексная (многослойная) таксономия компетенций и определены их укрупненные группы. На основании определения стоимости отдельных компетенций выделены и охарактеризованы элитные, умеренные и экономные компетенции. Выявлено, что на российском рынке труда больше распространены недорогие компетенции. Половозрастные различия соискателей в овладении компетенциями приводят к эффекту смещения вниз по шкале неравенства для молодежи, женщин и пожилых лиц. Побочным (незапланированным) итогом стало обнаружение нескольких значимых эффектов, сопровождающих повышение компетентности работников. В настоящее время к наиболее значимым относятся следующие: накопление компетенций в течение трудовой жизни, устаревание отдельных компетенций, обновление компетенций (или валоризация долгое время маловостребованных компетенций), сложность и простота в овладении отдельными компетенциями (что разделяет группы работников), благоприятные возможности для соискателей в повышении квалификации.
Об авторе
И. Л. СизоваРоссия
Ирина Леонидовна Сизова – доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
Список литературы
1. Весманов С. В., Жадько Н. В., Весманов Д. С., Акопян Г. А. Исследование методом фокус-группы содержания формируемых в школе и востребованных рынком труда метапредметных компетенций // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. Т. 16. № 3. С. 32–49. DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.3.02.
2. Волгин А. Д., Гимпельсон В. Е. Спрос на навыки: анализ на основе онлайн данных о вакансиях // Экономический журнал ВШЭ. 2022. Т. 26. № 3. С. 343–374. DOI: 10.17323/1813-8691-2022-26-3-343-374.
3. Гимпельсон В. Е. Человеческий капитал в эпоху санкций и контрсанкций: некоторые последствия его перераспределения // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. Т. 55. № 3. С. 234–238. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-55-3-16.
4. Коковихин А. Ю. Управление компетенциями в региональной экономической политике стран ОЭСР и Европейского союза // Управленец. 2020. Т. 11. № 5. С. 81–96. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-5-7.
5. Колесникова Е. М., Куденко И. А. Интерес к STEM-профессиям в школе: проблемы профориентации // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 124–133. DOI: 10.31857/S013216250009117-1.
6. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007.
7. Маркеева А. В. Профессиональное обучение сотрудников старших возрастов в России: проблемы и перспективы // Информационное общество. 2022. № 3. С. 49–60.
8. Прахов И. А., Рожкова К. В., Травкин П. В. Основные стратегии выбора вуза и барьеры, ограничивающие доступ к высшему образованию: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2021.
9. Сизова И. Л., Русакова М. М., Александрова А. А. Рынок труда соискателей и трения в поиске работы на современных онлайн-платформах // Экономическая социология. 2023. Т. 23. № 5. С. 45–77. DOI: 10.17323/1726-3247-2022-5-45-77.
10. Степашкина Е. А., Суходоев А. К., Гужеля Д. Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов. М.: НИУ ВШЭ, 2022. https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf.
11. Терников А. А. Искусственный интеллект и спрос на навыки работников в России // Вопросы экономики. 2023. № 11. С. 65–80. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-11-65-80.
12. Analysis of Labour and Skills Shortages: Overcoming Bottlenecks to Productivity and Growth // BusinessEurope. 2023. October. https://www.businesseurope.eu/sites/buseur/files/media/reports_and_studies/2023-10-23_analysis_of_labour_and_skills_shortages.pdf.
13. Butrica B. A., Mudrazija S. Skills-Based Hiring and Older Workers. Research report. Washington, DC: Urban Institute, 2022. 10 May. https://www.researchgate.net/publica- tion/359635942_Skills-Based_Hiring_and_Older_Workers.
14. Chui M., Roberts R., Yee L. McKinsey Technology Trends Outlook. 2022. 24 August. https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/the-top-trends-in-tech-2022#/.
15. Deming D. J. The Growing Importance of Social Skills in the Labor Market // The Quarterly Journal of Economics. Vol. 132. No 4. P. 1593–1640. 2017. DOI: 10.1093/qje/qjx022.
16. Ehrlinger E. G., Stephany F. Skills or a Degree? The Rise of Skill-Based Hiring for AI and Green Jobs. Bruegel Working Paper No 20. 2023. https://www.bruegel.org/sites/default/files/2023-12/WP%202023%2020%20skills%20141223.pdf.
17. Fitzpatrick E. L., Askin R. Forming Effective Worker Teams With Multi-Functional Skill Requirements // Computer & Engineering. 2005. Vol. 48. No 3. P. 593–608. DOI: 10.1016/j.cie.2004.12.014.
18. Francis-Devine B., Buchanan I. Skills and Labour Shortages. 2023. https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cdp-2023-0001/.
19. Fu Y., Li N., Feng J., Ye Q. Incongruent Skills and Experiences in Online Labor Market // Electronic Commerce Research and Applications. 2020. No 45. Article 101025. DOI: 10.1016/j.elerap.2020.101025.
20. Fuller J., Langer C., Sigelman M. Skills-Based Hiring Is on the Rise // Harvard Business Review. 2022. 11 February. https://hbr.org/2022/02/skills-based-hiring-is-on-the-rise.
21. Harasty C., Ostermeier M. Population Ageing: Alternative Measures of Dependency and Implications for the Future of Work. ILO Working Paper No 5. 2020. https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/documents/publication/wcms_747257.pdf.
22. Jensen M. F. Gender Differences in Returns to Skills. Evidence From Job Vacancy Data and Matched Employer-Employee Data. Bonn: Institute of Labor Economics, 2020. https://conference.iza.org/conference_files/DATA_2020/jensen_m29829.pdf.
23. Kilpack C. Unveiling 2024 Hiring Trends: Human Potential and AI. HireVue. 2024. 5 March. https://www.hirevue.com/blog/candidates/2024-global-hiring-trends-sum- mary.
24. Kokkodis M., Ipeirotis P. G. Have You Done Anything Like That? Predicting Performance Using Inter-Category Reputation. WSDM 2013. 2013. https://ipeirotis.org/wp-content/uploads/2013/01/wsdm2013-kokkodis-ipeirotis.pdf.
25. Levanon A., Grusky D. B. The Persistence of Extreme Gender Segregation in the Twenty-First Century // American Journal of Sociology. 2016. No 122. P. 573–619. DOI: 10.1086/688628.
26. Mezzanzanica M., Mercorio F. Big Data for Labour Market Intelligence. An Introductory Guide. Report. European Training Foundation. No 60. 2019. https://www.etf.europa.eu/ en/publications-and-resources/publications/big-data-labour-market-intelligence-introductory-guide.
27. Paiho S., Wessberg N., Dubovik M., Lavikka R., Naumer S. Twin Transition in the Built Environment — Policy Mechanisms, Technologies and Market Views From a Cold Climate Perspective // Sustainable Cities and Society. 2023. No 98. Article 104870. DOI: 10.1016/j.scs.2023.104870.
28. Skills Shortages and Structural Changes in the Labour Market During COVID 19 and in the Context of the Digital and Green Transitions. Thematic review — Synthesis report. Brussels: European Commission, 2023. https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/2e6f7be6-b753-11ed-8912-01aa75ed71a1.
29. The Future of Jobs Report. World Economic Forum, 2023. https://www.weforum.org/publications/the-future-of-jobs-report-2023.
30. What Is Skills Mismatch and Why Should We Care? Geneva: International Labour Organization, 2020. https://www.ilo.org/resource/article/what-skills-mismatch-and-why-should-we-care.
31. World Employment and Social Outlook. Trends 2023. Geneva: International Labour Organization, 2023. DOI: 10.54394/SNCP1637.
32. World Employment and Social Outlook. Trends 2024. Geneva: International Labour Organization, 2024. DOI: 10.54394/HQAE1085.
Рецензия
Для цитирования:
Сизова И.Л. Структурный дисбаланс компетенций работников на российском рынке труда. Экономическая политика. 2025;20(4):142-169. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2025-4-142-169
For citation:
Sizova I.L. The Mismatch of Employee Competencies to Russian Labor Market Needs. Economic Policy. 2025;20(4):142-169. (In Russ.) https://doi.org/10.18288/1994-5124-2025-4-142-169