Цифровизация и гендерный разрыв в оплате труда
https://doi.org/10.18288/1994-5124-2021-2-88-117
Аннотация
С использованием данных РМЭЗ НИУ ВШЭ и O*NET за 2003–2018 годы в статье исследуются изменения в требованиях к цифровым навыкам внутри групп профессий, а также развитие навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий на российском рынке труда. Уровень и скорость цифровизации различаются в зависимости от профессии. Гендерная сегрегация занятости способствует тому, что цифровизация оказывает разное воздействие на занятость и заработные платы мужчин и женщин. Расчеты автора указывают на существенный рост доли населения, использующего компьютеры и интернет, с одновременным усилением спроса на цифровые навыки со стороны работодателей. Средний уровень цифровых навыков остается выше среди женщин, хотя разрыв и сократился вдвое в течение рассматриваемого периода. Основным драйвером спроса на цифровые навыки явилась быстрая цифровизация традиционных профессий; появление новых и исчезновение устаревших профессий играло второстепенную роль. Цифровизация сама по себе оказывает позитивное воздействие на заработные платы. Наличие навыков использования компьютера связано с более высоким уровнем заработной платы, средние заработные платы — при прочих равных — выше в профессиях с более высоким уровнем цифровизации. Корреляция между использованием компьютера и заработной платой ослабевала со временем по мере распространения элементарной компьютерной грамотности. При этом зависимость между заработной платой и уровнем цифровизации профессии лишь усиливалась в течение рассматриваемого периода. Учет цифровизации в декомпозиции ведет к увеличению условной величины гендерного разрыва в оплате труда, однако цифровизация не является дополнительным источником дискриминации женщин.
Об авторе
А. Л. ЛукьяноваРоссия
Анна Львовна Лукьянова — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра трудовых исследований
110100, Москва, Мясницкая ул., 20
Список литературы
1. Akerman A., Gaarder I., Mogstad M. The Skill Complementarity of Broadband Internet. The Quarterly Journal of Economics, 2015, vol. 130, no. 4, pp. 1781-1824.
2. Autor D. H., Dorn D. The Growth of Low-Skill Service Jobs and the Polarization of the US Labor Market. American Economic Review, 2013, vol. 10, no. 5, pp. 1553-1597.
3. Autor D. H., Levy F., Murnane R. J. The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration. The Quarterly Journal of Economics, 2003, vol. 118, no. 4, pp. 12791334.
4. Black S. E., Spitz-Oener A. Explaining Women’s Success: Technological Change and the Skill Content of Women’s Work. The Review of Economics and Statistics, 2010, vol. 92, no. 1, pp. 187-194.
5. Blau F. D., Kahn L. M. The Gender Wage Gap: Extent, Trends, and Explanations. Journal of Economic Literature, 2017, vol. 55, no. 3, pp. 789-865.
6. Blinder A. S. Wage Discrimination: Reduced Form and Structural Estimates. Journal of Human Resources, 1973, vol. 8, no. 4, pp. 436-455.
7. Borghans L., Ter Weel B., Weinberg B. A. People Skills and the Labor-Market Outcomes of Underrepresented Groups. ILR Review, 2014, vol. 67, no. 2, pp. 287-334.
8. Cai Z., Fan X., Du J. Gender and Attitudes Toward Technology Use: A Meta-Analysis. Computers & Education, 2017, vol. 105, pp. 1-13.
9. Cameron A. C., Miller D. L. A Practitioner’s Guide to Cluster-Robust Inference. Journal of Human Resources, 2015, vol. 50, no. 2, pp. 317-372.
10. Cotton J. On the Decomposition of Wage Differentials. The Review of Economics and Statistics, 1988, vol. 70, no. 2, pp. 236-243.
11. Drabowicz T. P. Gender and Digital Usage Inequality Among Adolescents: A Comparative Study of 39 Countries. Computers & Education, 2014, vol. 74, pp. 98-111.
12. Hall J. V., Krueger A. B. An Analysis of the Labor Market for Uber’s Driver-Partners in the United States. ILR Review, 2018, vol. 71, no. 3, pp. 705-732.
13. Hardy W., Keister R., Lewandowski P. Educational Upgrading, Structural Change and the Task Composition of Jobs in Europe. Economics of Transition, 2018, vol. 26, no. 2, pp. 201-231.
14. Khitarishvili T. Gender Pay Gaps in the Former Soviet Union: A Review of the Evidence. Journal of Economic Surveys, 2019, vol. 33, no. 4, pp. 1257-1284.
15. Muro M., Liu S., Whiton J., Kulkarni S. Digitalization and the American Workforce, 2017. https://www.brookings.edu/research/digitalization-and-the-american-workforce/.
16. Neumark D. Employers’ Discriminatory Behavior and the Estimation of Wage Discrimination. Journal of Human Resources, 1988, vol. 23, no. 3, pp. 279-295.
17. Oaxaca R. Male-Female Wage Differentials in Urban Labor Markets. International Economic Review, 1973, vol. 14, no. 3, pp. 693-709.
18. Pajarinen M., Rouvinen P., Ekeland A. Computerization Threatens One-Third of Finnish and Norwegian Employment. ETLA Brief, no. 34, 2015.
19. Siddiq F., Scherer R. Is There a Gender Gap? A Meta-Analysis of the Gender Differences in Students’ ICT Literacy. Educational Research Review, 2019, vol. 27, pp. 205-217.
20. Warman C., Worswick C. Technological Change, Occupational Tasks and Declining Immigrant Outcomes: Implications for Earnings and Income Inequality in Canada. Canadian Journal of Economics, 2015, vol. 48, no. 2, pp. 736-772.
Рецензия
Для цитирования:
Лукьянова А.Л. Цифровизация и гендерный разрыв в оплате труда. Экономическая политика. 2021;16(2):88–117. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2021-2-88-117
For citation:
LUKYANOVA A.L. Digitalization and the Gender Wage Gap in Russia. Economic Policy. 2021;16(2):88–117. (In Russ.) https://doi.org/10.18288/1994-5124-2021-2-88-117