Preview

Экономическая политика

Расширенный поиск

Перспективы и условия востребованности инициативного бюджетирования в России

https://doi.org/10.18288/1994-5124-2022-2-34-61

Аннотация

В  последние  три  десятилетия  вовлечение  жителей  в  управление  местными  бюджетами,  известное также как инициативное бюджетирование, активно применялось во всем мире. Однако систематические исследования, посвященные факторам применения этого механизма использования  бюджетных  средств,  не  проводились.  Настоящая  статья  призвана  восполнить  этот пробел.  При  помощи  процедуры  Хекмана  на  региональных  данных  о   проектах,  реализуемых по  принципам  инициативного  бюджетирования,  были  установлены  факторы,  значимые  для его дальнейшего развития. В   частности, вероятность применения этого механизма оказалась наиболее  чувствительна  к   развитию  экономики  региона,  наличию  опыта  применения  этого механизма  и  бюджетной  независимости  региона.  В   свою  очередь,  на  объемы  реализуемых инициативных  проектов  значительно  влияют  количество  лет  применения  этого  механизма, доля  бенефициаров,  бюджетная  независимость  региона  и   степень  разнообразия  отраслей, в  которых  эти  проекты  могут  быть  реализованы.  Процедура  Хекмана  (цензурированная  регрессия)  позволяет  избежать  эконометрических  проблем,  связанных  с  ошибкой  отбора. Кроме  того,  эта  процедура  в   контексте  исследования  инициативного  бюджетирования  приобретает  дополнительный  смысл,  поскольку  дает  возможность  изучать  направления  влияния одного и того же фактора на вероятность и  объемы реализации инициативных проектов. Дальнейшие перспективы развития инициативного бюджетирования в  России зависят от ряда факторов. В   их числе обеспечение большего социального охвата населения бюджетным планированием; расширение форм участия жителей в  принятии бюджетных решений; распространение принципов инициативного бюджетирования на решение вопросов, находящихся в  сфере межмуниципальной кооперации; повышение самостоятельности муниципалитетов в   реализации инициативных проектов; усиление роли федерального центра в  продвижении и координации этого механизма.

Об авторах

К. В. Векерле
РАНХиГС
Россия

Константин Владимирович Векерле, Младший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований

119571, Москва, пр. Вернадского, 82



И. А. Соколов
РАНХиГС; Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации
Россия

Илья Александрович Соколов, Кандидат экономических наук, заведующий лабораторией исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований; директор Института макроэкономических исследований

119571, Москва, пр. Вернадского, 82

119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6а



Список литературы

1. Alesina A., La Ferrara E. Ethnic Diversity and Economic Performance. Journal of Economic Literature, 2005, vol. 43, no. 3, pp. 762-800. DOI:10.2139/ssrn.569881.

2. Ansell C., Gash A. Collaborative Governance in Theory and Practice. Journal of Public Administration Research and Theory, 2008, vol. 18, no. 4, pp. 543-571. DOI:10.1093/jopart/mum032.

3. Aragonès E., Sánchez-Pagés S. A Theory of Participatory Democracy Based on the Real Case of Porto Alegre. European Economic Review, 2009, vol. 53, no. 1, pp. 56-72. DOI:10.1016/j.euroecorev.2008.09.006.

4. Beuermann D., Amelina M. Does Participatory Budgeting Improve Decentralized Public Service Delivery? Experimental Evidence from Rural Russia. Economics of Governance, 2018, vol. 19, no. 4, pp. 339-379. DOI:10.1007/s10101-018-0214-3.

5. Carpini D., Cook F. L., Jacobs L. R. Public Deliberation, Discursive Participation, and Citizen Engagement: A Review of the Empirical Literature: A Review of the Empirical Literature. Annual Review of Political Science, 2004, vol. 7, no. 1, pp. 315-344.

6. Deepening Democracy: Institutional Innovations in Empowered Participatory Governance. N. Y., NJ, Verso, 2003.

7. Dias N. (ed.). 7. Hope for Democracy: 25 Years of Participatory Budgeting Worldwide. 2014. http://www.in-loco.pt/upload_folder/edicoes/1279dd27-d1b1-40c9-ac77-c75f31f82ba2.pdf.

8. Docherty I., Goodlad R., Paddison R. Civic Culture, Community and Citizen Participation in Contrasting Neighbourhoods. Urban Studies, 2001, vol. 38, no. 12, pp. 2225-2250. DOI:10.1080/00420980120087144.

9. Fung A. Empowered Participation: Reinventing Urban Democracy. Princeton, NJ, Princeton University Press, 2004.

10. Fung A. Minipublics: Deliberative Designs and Their Consequences. In: Rosenberg S. W. (ed.). Deliberation, Participation and Democracy. Can the People Govern? L., Palgrave MacMillan, 2007, pp. 159-183. DOI:10.1057/9780230591080_8.

11. Goncalve S. The Effects of Participatory Budgeting on Municipal Expenditures and Infant Mortality in Brazil. World Development, 2014, vol. 53, pp. 94-110. DOI:10.1016/j.worlddev.2013.01.009.

12. Heckman J. Sample Selection Bias as a Specification Error. 12. Econometrica, 1979, vol. 47, no. 1, pp. 153-161.

13. Jaramillo M., Wright G. Participatory Democracy and Effective Policy: Is There a Link? Evidence from Rural Peru. World Development, 2015, vol. 66, pp. 280-292. DOI:10.1016/j.worlddev.2014.08.011.

14. Kasden L., Cattell A., Convey P. A People’s Budget: A Research and Evaluation Report on Participatory Budgeting in New York City. N. Y., NY, Urban Justice Center, 2013.

15. McNulty S. 15. Voice and Vote: Decentralization and Participation in Post-Fujimori Peru. Stanford, CA, Stanford University Press, 2011.

16. Nabatchi T. Addressing the Citizenship and Democratic Deficits: The Potential of Deliberative Democracy for Public Administration. The American Review of Public Administration, 2010, vol. 40, no. 4, pp. 376-399. DOI:10.1177/0275074009356467.

17. Ostrom E. Collective Action and the Evolution of Social Norms. Journal of Economic Perspectives, 2000, vol. 14, no. 3, pp. 137-158. DOI:10.1257/jep.14.3.137.

18. Papke L. E., Wooldridge J. M. Econometric Methods for Fractional Response Variables with an Application to 401(k) Plan Participation Rates. Journal of Applied Econometrics, 1996, vol. 11, no. 6, pp. 619-632. DOI: 10.1002/(SICI)1099-1255(199611)11:6<619::AID-JAE418>3.0.CO;2-1.

19. Saguin K. Why the Poor Do Not Benefit from Community-Driven Development: Lessons from Participatory Budgeting. World Development, 2018, vol. 112(C), pp. 220-232. DOI:10.1016/j.worlddev.2018.08.009.

20. Sintomer Y., Röcke A., Herzberg C. Participatory Budgeting in Europe: Democracy and Public Governance. L., Routledge, 2016. DOI:10.4324/9781315599472.

21. Sintomer Y., Herzberg C., Röcke A. Participatory Budgeting in Europe: Potentials and Challenges. International Journal of Urban and Regional Research, 2008, vol. 32, no. 1, pp. 164-178. DOI:10.1111/j.1468-2427.2008.00777.x.

22. Smith G. Democratic Innovations: Designing Institutions for Citizen Participation. Cambridge, Cambridge University Press, 2009.

23. Wampler B. Participatory Budgeting in Brazil: Contestation, Cooperation, and Accountability. University Park, PA, Pennsylvania State University Press, 2007.

24. Warren M. E., Pearse H. (eds.). Designing Deliberative Democracy: The British Columbia Citizens’ Assembly. Cambridge, Cambridge University Press, 2008.

25. Weatherford S. M., McDonnel L. M. Deliberation with a Purpose: Reconnecting Communities and Schools. In: Rosenberg S. W. (ed.). Deliberation, Participation and Democracy. Can the People Govern? L., Palgrave MacMillan, 2007, pp. 184-215. DOI:10.1057/9780230591080_9.


Рецензия

Для цитирования:


Векерле К.В., Соколов И.А. Перспективы и условия востребованности инициативного бюджетирования в России. Экономическая политика. 2022;17(2):34-61. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2022-2-34-61

For citation:


Vekerle K.V., Sokolov I.A. Prospects and Demand Factors of Participatory Budgeting in Russia. Economic Policy. 2022;17(2):34-61. (In Russ.) https://doi.org/10.18288/1994-5124-2022-2-34-61

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5124 (Print)
ISSN 2411-2658 (Online)