Preview

Экономическая политика

Расширенный поиск

Уровень цифровых навыков занятых россиян: ключевые детерминанты

https://doi.org/10.18288/1994-5124-2023-6-6-33

Аннотация

В результате цифровизации роль навыков в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) повысилась во всех сферах жизнедеятельности, и рынок труда не исключение. Важным направлением влияния цифровизации является рост спроса в различных профессиях на цифровые навыки, развитию которых в последние годы в России уделяется большое внимание. Цель статьи — определение роли различных характеристик работников в формировании их цифровых навыков. Такая информация важна для комплексного выстраивания мер государственной политики. В профессиональной деятельности часто требуются разные практики в области ИКТ, поэтому в исследовании использовались несколько показателей цифровых навыков. Анализ проводился на основе объединенных данных выборочного обследования рабочей силы и выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей за 2022 год с помощью эконометрических методов (регрессии Пуассона, порядковой логит-регрессии, пробит-регрессии и декомпозиции Шепли). Выявлено, что уровень образования и возраст, доступность ИКТ-инфраструктуры в домохозяйстве вносят основной вклад в развитие всех рассмотренных групп цифровых навыков, кроме продвинутых, которые в значительной степени связаны с профессиональными характеристиками. К особенностям продвинутых навыков также относится то, что мужчины владеют ими с более высокой вероятностью, чем женщины, среди регионов значимо повышает вероятность их наличия только проживание в Москве и Московской области, среди уровней образования — только высшее. Результаты исследования свидетельствуют о важности развития цифровых навыков у обучающихся на образовательных программах всех уровней (не только высшего образования) и работников старших возрастных групп, необходимости увеличения доступности ИКТ-инфраструктуры для домохозяйств.

Об авторах

А. В. Демьянова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Анна Владимировна Демьянова, кандидат экономических наук, директор Центра статистики труда и заработной платы, Институт статистических исследований и экономики знаний,

101000, Москва, Мясницкая ул., 20.



С. И. Покровский
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Святослав Игоревич Покровский, Стажер-исследователь Центра статистики труда и заработной платы, Институт статистических исследований и экономики знаний,

101000, Москва, Мясницкая ул., 20. 



Список литературы

1. Абдрахманова Г. И., Баскакова О. Е., Вишневский К. О., Гохберг Л. М., Демьянова А. В., Ковалева Г. Г., Ковригина М. В., Рыжикова 3. А., Суслов А. Б., Токарева М. С., Туровец Ю. В., Утятина К. Е. Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

2. Абдрахманова Г. И., Ванюшина М. Д., Вишневский К. О., Гохберг Л. М., Грибкова Д. Е., Демидкина О. В., Демьянова А. В., Ковалева Г. Г., Коцемир М. Н., Левен Е. И., Мильшина Ю. В., Павлова Д. А., Рудник П. Б., Рыжикова 3. А., Суслов А. Б., Утятина К. Е. Тенденции развития интернета: готовность экономики и общества к функционированию в цифровой среде. М.: НИУ ВШЭ, 2021.

3. Абдрахманова Г. И., Васильковский С. А., Вишневский К. О., Гохберг Л. М., Грибкова Д. Е., Демидкина О. В., Демьянова А. В., Дранев Ю. Я., Ковалева Г. Г., Левен Е. И., Мильшина Ю. В., Приворотская С. Г., Рыжикова З. А., Суслов А. Б., Туровец Ю. В., Утятина К. Е. Тенденции развития интернета: от цифровых возможностей к цифровой реальности. М.: НИУ ВШЭ, 2022.

4. Анищенко А. Н., Левина Е. В. Цифровая компетентность как основа конкурентоспособности работника на рынке труда агропромышленного комплекса в условиях киберэкономики // Экономика и социум: современные модели развития. 2020. Т. 10. № 3. С. 233–246.

5. Василенко Н. В., Вахитова Л. Р. Адаптации к цифровой среде жизнедеятельности: формирование цифровых навыков // Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы. СПб.: СПбПУ, 2018. С. 135–156.

6. Толстых Т. О., Гамидуллаева Л. А., Шкарупета Е. В. Ключевые факторы развития промышленных предприятий в условиях индустрии 4.0 // Экономика промышленности. 2018. Т. 11. № 1. С. 11–19.

7. Acemoglu D., Restrepo P. Robots and Jobs: Evidence From US Labor Markets // Journal of Political Economy. 2020. Vol. 128. No 6. P. 2188–2244.

8. Antonio A., Tuffley D. The Gender Digital Divide in Developing Countries // Future Internet. 2014. Vol. 6. No 4. P. 673–687.

9. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis With Special Reference to Education. Chicago: University of Chicago, 1964.

10. Calvino F., Criscuoloi C., Marcolin L., Squicciarini M. A Taxonomy of Digital Intensive Sectors. Paris: OECD. Science, Technology and Industry Working Paper No 14. 2018. https://doi.org/10.1787/f404736a-en.

11. Calvo-Porral C., Pesqueira-Sanchez R. Generational Differences in Technology Behaviour: Comparing Millennials and Generation X // Kybernetes. 2020. Vol. 49. No 11. P. 2755– 2772.

12. Charness N., Boot W. R. A Grand Challenge for Psychology: Reducing the Age-Related Digital Divide // Current Directions in Psychological Science. 2022. Vol. 31. No 2. P. 187–193.

13. Fleury S., Richit S. The End of the Digital Generation Gap // Journal of Ergonomics Studies and Research. 2023. Vol. 2. No 1. P. 1–9.

14. Fossen F., Sorgner A. Mapping the Future of Occupations: Transformative and Destructive Effects of New Digital Technologies on Jobs // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No 2. P. 10–18.

15. Heinz J. Digital Skills and the Influence of Students’ Socio-Economic Background. An Exploratory Study in German Elementary Schools // Italian Journal of Sociology of Education. 2016. Vol. 8. No 8/2. P. 186–212.

16. Helsper E. J. Gendered Internet Use Across Generations and Life Stages // Communication Research. 2010. Vol. 37. No 3. P. 352–374.

17. Hilbert M. Digital Gender Divide or Technologically Empowered Women in Developing Countries? A Typical Case of Lies, Damned Lies, and Statistics // Women’s Studies International Forum. 2011. Vol. 34. No 6. P. 479–489.

18. Kane L. O., Narasimhan R., Nania J., Taska B. Digitalization in the German Labor Market: Analyzing Demand for Digital Skills in Job Vacancies. Gütersloh: Bertelsmann-Stiftung, 2020. P. 1–58.

19. Khan F., Vuopala E. Digital Competence Assessment Across Generations: A Finnish Sample Using the Digcomp Framework // International Journal of Digital Literacy and Digital Competence. 2019. Vol. 10. No 2. P. 15–28.

20. Palczyńska M., Rynko M. ICT Skills Measurement in Social Surveys: Can We Trust SelfReports? // Quality & Quantity. 2021. Vol. 55. No 3. P. 917–943.

21. Piroșcă G. I., Șerban-Oprescu G. L., Badea L., Stanef-Puică M.-R., Valdebenito C. R. Digitalization and Labor Market — A Perspective Within the Framework of Pandemic Crisis // Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research. 2021. Vol. 16. No 7. P. 2843–2857.

22. Richardson L., Bissell D. Geographies of Digital Skill // Geoforum. 2019. Vol. 99. P. 278– 286.

23. Schultz T. W. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. Vol. 51. No 1. P. 1–17.

24. Shapley L. S. A Value for N-person Games // Contributions to the Theory of Games (AM-28). Princeton: Princeton University Press, 1953. P. 307–317.

25. Van Laar E., Van Deursen A., Van Dijk J., De Haan J. Determinants of 21st-Century Digital Skills: A Large-Scale Survey Among Working Professionals // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 100. P. 93–104.


Рецензия

Для цитирования:


Демьянова А.В., Покровский С.И. Уровень цифровых навыков занятых россиян: ключевые детерминанты. Экономическая политика. 2023;18(6):6--33. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2023-6-6-33

For citation:


Demianova A.V., Pokrovskii S.I. Key Determinants of Digital Skills in the Russian Workforce. Economic Policy. 2023;18(6):6--33. (In Russ.) https://doi.org/10.18288/1994-5124-2023-6-6-33

Просмотров: 207


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5124 (Print)
ISSN 2411-2658 (Online)