Preview

Экономическая политика

Расширенный поиск

Цифровизация налогового администрирования в России: возможности и риски

https://doi.org/10.18288/1994-5124-2022-2-8-33

Аннотация

Активная политика в области цифровизации налогового администрирования в России проводится с   проявлением особого внимания к   автоматизации расчета и  уплаты налогов. В  статье обобщается отечественный опыт автоматизации процессов расчета и  уплаты налогов, анализируются  особенности  налогового  законодательства  и  регулирования,  являющиеся  фоном для реализации реформ, выявляются тренды и  их перспективы. Результаты анализа позволяют выявить возможности и  риски развития российской налоговой системы в   условиях цифровизации. Дальнейшая автоматизация отдельных налогов, прежде всего налога на прибыль и  налога на доходы физических лиц, будет сопряжена с   необходимостью преодоления многих правовых неточностей. Подчеркивается, что упрощение дизайна налогов во многих случаях приводит к  возникновению экономических искажений. Уже введенные цифровые новации предназначаются для малых или крупнейших юридических лиц, создавая тем самым существенный  перекос  в  сложности  налогового  регулирования  для  иных  налогоплательщиков. Сделан вывод о целесообразности использования инструмента предварительного заполнения и проверки налоговых деклараций со стороны налоговых органов как одного из направлений совершенствования системы налогового администрирования в России. Перспективным является также переход к предоставлению налогоплательщикам мотивированных мнений налоговых органов («налоговых рулингов») по отдельным видам экономических операций. Авторы рекомендуют имплементировать меры, направленные на раскрытие информации о   сделках, имеющих признаки агрессивного налогового планирования, согласно рекомендациям ОЭСР. Отмечается, что существующие механизмы разрешения налоговых споров и  правовые стандарты защиты прав налогоплательщиков потребуют трансформации в   условиях повышения прозрачности хозяйственных операций для налоговых органов.

Об авторах

С. Г. Синельников-Мурылев
Всероссийская академии внешней торговли Министерства экономического развития России
Россия

Сергей Германович Синельников-Мурылев, Доктор экономических наук, профессор, ректор

119285, Москва, Воробьевское ш., 6А



Н. С. Милоголов
РАНХиГС; Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов России
Россия

Николай Сергеевич Милоголов, Кандидат экономических наук, заведующий лабораторией исследований налоговой политики; ведущий научный сотрудник центра налоговой политики

119571, Москва, пр. Вернадского, 82

127006, Москва, Настасьинский пер., 2



А. Б. Берберов
РАНХиГС
Россия

Азамат Бурханович Берберов, Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики

119571, Москва, пр. Вернадского, 82



Список литературы

1. Вашкевич А. М. Автоматизация права: право как электричество. М.: Симплоер, 2019. 256 c.

2. Махиня Е. А. Принцип закрытого перечня (numerus clause) вещных прав и его реализация в современном законодательстве и правоприменительной деятельности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 4(30). С. 52–59.

3. Borshchevskiy G. A., Mossaki N. Z. Development of the Tax Administration in Russia: Results and Prospects // Journal of Tax Reform. 2021. Vol. 7. No 2. P. 114–133.

4. Campbell D. F. J., Hanschitz G. Digitalization of Tax: Epistemic Tax Policy // Handbook of Cyber-Development, Cyber-Democracy, and Cyber-Defense / E. G. Carayannis, D. F. J. Campbell, M. P. Efthymiopoulos (eds.). Cham: Springer International, 2018. P. 1–12.

5. Carton B., Corugedo E. F., Hunt M. B. L. Corporate Tax Reform: From Income to Cash Flow Taxes. IMF Working Paper. WP/19/13. 2019.

6. Cordes J. J., Holen A. Should the Government Prepare Individual Income Tax Returns? 2010. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1687256.

7. Doxey M. M., Lawson J. G., Stinson S. R. The Effects of Prefilled Tax Returns on Tax-payer Compliance // Journal of the American Taxation Association. 2021. Vol. 43. No 2. P. 63–85.

8. Frey C. B., Osborne M. A. The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerisation? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 114. P. 254–280.

9. Jacobs B. Digitalization and Taxation // Digital Revolutions in Public Finance / S. Gupta, M. Keen, A. Shah, G. Verdier (eds.). Washington, DC: International Monetary Fund, 2017. Ch. 2. P. 25–55.

10. Klun M. Pre-Filled Income Tax Returns: Reducing Compliance Costs for Personal Income Taxpayers in Slovenia // Financial Theory and Practice. 2009. Vol. 33. No 2. P. 219–233.

11. Pantazatou K. Taxation of the Platform Economy: Challenges and Lessons for Social Security // Social Law 4.0: New Approaches for Ensuring and Financing Social Security in the Digital Age / U. Becker, O. Chesalina (eds.). Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 2021. Chapter 14. P. 363–393.

12. Smith W. H. Automation in Tax Administration // Law and Contemporary Problems. 1969. Vol. 34. No 4. P. 751–768.

13. Traversa E. Corporate Tax Residence and Mobility. Amsterdam: IBFD, 2018.


Рецензия

Для цитирования:


Синельников-Мурылев С.Г., Милоголов Н.С., Берберов А.Б. Цифровизация налогового администрирования в России: возможности и риски. Экономическая политика. 2022;17(2):8-33. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2022-2-8-33

For citation:


Sinelnikov-Murylev S.G., Milogolov N.S., Berberov A.B. Digitalization of Tax Administration in Russia: Opportunities and Risks. Economic Policy. 2022;17(2):8-33. (In Russ.) https://doi.org/10.18288/1994-5124-2022-2-8-33

Просмотров: 221


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5124 (Print)
ISSN 2411-2658 (Online)