Цифровизация налогового администрирования в России: возможности и риски
https://doi.org/10.18288/1994-5124-2022-2-8-33
Аннотация
Активная политика в области цифровизации налогового администрирования в России проводится с проявлением особого внимания к автоматизации расчета и уплаты налогов. В статье обобщается отечественный опыт автоматизации процессов расчета и уплаты налогов, анализируются особенности налогового законодательства и регулирования, являющиеся фоном для реализации реформ, выявляются тренды и их перспективы. Результаты анализа позволяют выявить возможности и риски развития российской налоговой системы в условиях цифровизации. Дальнейшая автоматизация отдельных налогов, прежде всего налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, будет сопряжена с необходимостью преодоления многих правовых неточностей. Подчеркивается, что упрощение дизайна налогов во многих случаях приводит к возникновению экономических искажений. Уже введенные цифровые новации предназначаются для малых или крупнейших юридических лиц, создавая тем самым существенный перекос в сложности налогового регулирования для иных налогоплательщиков. Сделан вывод о целесообразности использования инструмента предварительного заполнения и проверки налоговых деклараций со стороны налоговых органов как одного из направлений совершенствования системы налогового администрирования в России. Перспективным является также переход к предоставлению налогоплательщикам мотивированных мнений налоговых органов («налоговых рулингов») по отдельным видам экономических операций. Авторы рекомендуют имплементировать меры, направленные на раскрытие информации о сделках, имеющих признаки агрессивного налогового планирования, согласно рекомендациям ОЭСР. Отмечается, что существующие механизмы разрешения налоговых споров и правовые стандарты защиты прав налогоплательщиков потребуют трансформации в условиях повышения прозрачности хозяйственных операций для налоговых органов.
Ключевые слова
JEL: E62, H21, K34
Об авторах
С. Г. Синельников-МурылевРоссия
Сергей Германович Синельников-Мурылев, Доктор экономических наук, профессор, ректор
119285, Москва, Воробьевское ш., 6А
Н. С. Милоголов
Россия
Николай Сергеевич Милоголов, Кандидат экономических наук, заведующий лабораторией исследований налоговой политики; ведущий научный сотрудник центра налоговой политики
119571, Москва, пр. Вернадского, 82
127006, Москва, Настасьинский пер., 2
А. Б. Берберов
Россия
Азамат Бурханович Берберов, Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики
119571, Москва, пр. Вернадского, 82
Список литературы
1. Вашкевич А. М. Автоматизация права: право как электричество. М.: Симплоер, 2019. 256 c.
2. Махиня Е. А. Принцип закрытого перечня (numerus clause) вещных прав и его реализация в современном законодательстве и правоприменительной деятельности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 4(30). С. 52–59.
3. Borshchevskiy G. A., Mossaki N. Z. Development of the Tax Administration in Russia: Results and Prospects // Journal of Tax Reform. 2021. Vol. 7. No 2. P. 114–133.
4. Campbell D. F. J., Hanschitz G. Digitalization of Tax: Epistemic Tax Policy // Handbook of Cyber-Development, Cyber-Democracy, and Cyber-Defense / E. G. Carayannis, D. F. J. Campbell, M. P. Efthymiopoulos (eds.). Cham: Springer International, 2018. P. 1–12.
5. Carton B., Corugedo E. F., Hunt M. B. L. Corporate Tax Reform: From Income to Cash Flow Taxes. IMF Working Paper. WP/19/13. 2019.
6. Cordes J. J., Holen A. Should the Government Prepare Individual Income Tax Returns? 2010. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1687256.
7. Doxey M. M., Lawson J. G., Stinson S. R. The Effects of Prefilled Tax Returns on Tax-payer Compliance // Journal of the American Taxation Association. 2021. Vol. 43. No 2. P. 63–85.
8. Frey C. B., Osborne M. A. The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerisation? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 114. P. 254–280.
9. Jacobs B. Digitalization and Taxation // Digital Revolutions in Public Finance / S. Gupta, M. Keen, A. Shah, G. Verdier (eds.). Washington, DC: International Monetary Fund, 2017. Ch. 2. P. 25–55.
10. Klun M. Pre-Filled Income Tax Returns: Reducing Compliance Costs for Personal Income Taxpayers in Slovenia // Financial Theory and Practice. 2009. Vol. 33. No 2. P. 219–233.
11. Pantazatou K. Taxation of the Platform Economy: Challenges and Lessons for Social Security // Social Law 4.0: New Approaches for Ensuring and Financing Social Security in the Digital Age / U. Becker, O. Chesalina (eds.). Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 2021. Chapter 14. P. 363–393.
12. Smith W. H. Automation in Tax Administration // Law and Contemporary Problems. 1969. Vol. 34. No 4. P. 751–768.
13. Traversa E. Corporate Tax Residence and Mobility. Amsterdam: IBFD, 2018.
Рецензия
Для цитирования:
Синельников-Мурылев С.Г., Милоголов Н.С., Берберов А.Б. Цифровизация налогового администрирования в России: возможности и риски. Экономическая политика. 2022;17(2):8-33. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2022-2-8-33
For citation:
Sinelnikov-Murylev S.G., Milogolov N.S., Berberov A.B. Digitalization of Tax Administration in Russia: Opportunities and Risks. Economic Policy. 2022;17(2):8-33. (In Russ.) https://doi.org/10.18288/1994-5124-2022-2-8-33